Мадрид (
BuenaEspana). Музей Прадо запустил веб-сайт Goya en el Prado, функционирующий в рамках официального портала самой известной испанской галереи и посвященный исключительно творчеству Гойи. Здесь в цифровом формате собрана выдающаяся коллекция полотен великого мастера и его документов.
До сегодняшнего дня коллекция Гойи в музее Прадо, важнейшая и самая крупная из всех существующих, была представлена на сайте только частично. Новый портал Goya en el Prado представил пользователям более тысячи работ художника, в числе которых – картины, рисунки и гравюры, многие из которых никогда не выставлялись на всеобщее обозрение. Также на сайте размещены письма художника к его другу Мартину Сапатеру, которые раскрывают личность творца.
На сайте работы художника размещены по разделам; каждую из них сопровождает подробное описание техники, в которой она выполнена, а также историческая подоплека ее создания. Помимо этого, посетители Goya en el Prado могут ознакомиться с обширным библиографическим разделом, ставшим результатом исследовательских трудов работников музея.
Самая знаменитая часть коллекции полотен Гойи, выставленная в залах музея, состоит из 152-х картин, которые отражают весь процесс развития карьеры живописца. На сайте она будет организована по сериям и жанрам: панно, черно-белые рисунки, работы на религиозную тематику, исторические полотна, аллегорические картины, Махи, портреты и жанровая живопись. Также среди материалов портала представлены картины последователей Гойи и его подражателей.
В общей сложности в музее Прадо хранится 620 работ великого испанского живописца. Это крупнейшая существующая коллекция, важность которой определяется не только количеством полотен, но и значимостью их вклада в изменение формы и техники рисунка конца XVII века.
В альбомах Гойи главенствует техника, сила изобретательности и способность передать внутренний мир художника. Созданные для просмотра в тесном кругу в форме визуального дневника, эти рисунки являются самыми личными творениями мастера.
Эскизы служили Гойе для создания предварительных версий его композиций. Позднее они были перенесены на медные листы и стали частью серий гравюр. В коллекции Прадо представлены образцы первых изданий подобных работ, в числе которых – серия копий работ Веласкеса, "Причуды" (Caprichos), "Ужасы войны" (Desastres de la guerra), "Тавромахия" (Tauromaquia) и "Пословицы" (Disparates), а также некоторые отдельные гравюры.
При помощи гравировки Гойя разработал свой собственный независимый стиль, в котором главную роль играло царство идей без какого-либо сопоставления с эпохой, в которой жил мастер. Выполненные в различных техниках, в частности, при помощи смешения акватинты и офорта, эти серии вознесли Гойю на уровень, которого на тот момент не удалось достичь ни одному художнику.
Из рукописных документов мастера в музее Прадо хранятся 123, и они являются незаменимым инструментом для лучшего понимания Гойи как художника и как человека. В этом смысле его письма к другу Мартину Сапатеру, написанные в период с 1775 по 1779 гг., когда Гойя был назначен придворным живописцем, не только содержат профессиональную и персональную биографическую информацию, но и без прикрас обнажают характер мастера. Подобную ценность имеют и последние послания художника, отправленные из Бордо банкиру Хоакину Мария Ферреру, которые больше напоминают завещание Гойи. Рукописный комментарий к "Причудам", в свою очередь, является выдающимся источником, облегчающим понимание смысла этой серии офортов.
Помимо информации, которая сопровождает каждую из работ Гойи, на сайте также присутствует цифровая библиотека, которая содержит важнейшие публикации о художнике, изданные до 1920 года. Многие из них являются настоящей редкостью, и во многом именно эти материалы стали источником современных знаний о творчестве Гойи.