Провалом завершилось ежегодное собрание Международной китобойной комиссии (IWC) в Агадире (Марокко), где более 200 ученых и специалистов-экологов из 88 стран мира должны были решить судьбу самых крупных морских животных. На повестке дня форума стоял вопрос о продлении моратория на коммерческий китобойный промысел, который был введен в 1986 году. По итогам встречи окончательного решения принято не было, вопрос отложили до следующего заседания Комиссии в 2011 году.
Участники встречи разделились на два противоборствующих лагеря. С одной стороны, это страны Латинской Америки и поддерживающие их Австралия и Монако. С другой – Япония, Исландия и Дания, выступающие за разрешение коммерческой охоты на китов. Большинство участников, включая Европейский союз, США и Россию, заняли пассивную позицию. Заседания Международной китобойной комиссии проходили в сложных условиях, Япония, Исландия и Дания неоднократно заявляли о готовности выйти из состава Комиссии в случае неудовлетворения их требований. Согласно официальной статистике, в 2009 году Япония убила 824 этих редких животных. Еще 1043 кита были убиты Норвегией и Исландией. В итоге, политическое влияние Японии, Исландии и Дании смогли сломить вялую позицию США и Европы, стремившихся избежать обострения в отношениях.
Жесткую позицию, отстаивающую продление моратория, заняли страны Латинской Америки. Еще до открытия заседания в Марокко Аргентина, Бразилия, Чили, Коста-Рика, Мексика, Панама, Перу, Доминиканская Республика, Уругвай, Колумбия, Сальвадор и Эквадор, известные как "Группа Буэнос-Айрес" (GBA), выработали общую позицию по данному вопросу и пришли к решению выступать с единым мнением. Эти страны предлагают запретить все виды охоты на китов в южной части Мирового океана и создать в этой зоне китовый заповедник. Такой подход совпадает с позицией "Гринпис", призывающей также запретить торговлю китовым мясом.
"Живые киты приносят больше денег, чем мертвые", пыталась апеллировать к рациональной стороне вопроса делегация Австралии. По словам Питера Гаррета, министра экологии Австралии, в прошлом году 13 миллионов туристов наблюдали за китами в 119 странах мира, что ежегодно приносит индустрии туризма более 2 млрд. долларов. Его поддержал представитель Новой Зеландии: "В Новой Зеландии туризм, связанный с наблюдением за голубыми китами и кашалотами приносит 80 миллионов долларов в год. Это обеспечивает максимальную пользу для местных жителей и минимальное воздействие на китов". Делегация Уругвая также представила доклад, согласно которому доходы латиноамериканского туристического бизнеса от организации наблюдения за китами в их естественной среде за период с 1998 по 2006 год составили 225,6 млн евро. За последние 15 лет в странах Латинской Америки это зрелище привлекло 1,4 млн туристов. "На полуострове Вальдес (Патагония, Аргентина), более 200 тысяч туристов приезжают каждый год, чтобы увидеть китов в период между июнем и декабрем", утверждает Роксана Штейнбарг, директор Института сохранения китов в Буэнос-Айресе.
Представители России на форуме высказались за разрешение лимитированной охоты на китов. "Вы говорите о туризме, в то время как мы делаем продукты питания и речь идет о выживании людей", заявили представители российской делегации в защиту требований Дании. Одним из результатов встречи стало разрешение Дании на вылов у берегов Гренландии 9 горбатых китов в год в течение следующих трех лет. Это решение позволяет впервые за 24 года официально убивать данный вид китов. Также Дания взяла на себя "добровольное обязательство" сократить промысел финвалов с 19 до 16 особей в год.
В неблагоприятном свете на международном форуме предстала и Россия. После неоднократных просьб со стороны Международной китобойной комиссии во время встречи, представители России отказалась прекратить сейсмическую разведку на нефти на шельфе острова Сахалин. Этот прибрежный район является основным местом кормления серых китов, находящихся под угрозой исчезновения.
Представитель Монако на Международной китобойной комиссии Фредерик Бриан отметил особую опасность от китобойных операций Японии - из-за их широкой географии опасность подстерегает китов в любой точке океана. Циничная и хищническая позиция Японии была озвучена представителем японской китобойной ассоциации: "Охота на китов осуществляется исключительно для научных целей", добавив: "Исследование контролируется на ежегодной основе IWC, что очень важно". "Некоторые члены Комиссии хотят запретить все виды охоты на китов за исключением охоты аборигенов. Эта позиция ведет в никуда", заявила на одном из заседаний Комиссии заместитель министра сельского хозяйства и рыбного хозяйства Японии Ясу Фунаяма. В итоге Япония сообщила о своих уступках: она готова сократить вдвое свою квоту на вылов китов в том случае, если будут отменена необходимость получать разрешения Международной китобойной комиссии и при условии отсутствия международного контроля ее деятельности на китобойных судах. Сторонники охоты на китов в Японии утверждают, что использование китового мяса в приготовлении блюд является частью японской культуры и международное сообщество должно уважать эти традиции. Так, в японских ресторанах стоимость стейка из кита не превышает 20 долларов. Мясо редких животных также можно купить и через интернет. По словам сторонников коммерческого лова китов, рыба является самой здоровой пищей для японцев, так как их потребление жиров и белков недостаточно. Общество Японии игнорирует сокращение численности китов. Это вызвано и тем фактом, что истребление животных «в научных целях» происходит вдалеке от берегов страны – свои операции китобойный флот страны ведет преимущественно в южной части Мирового океана.