Творчество великого колумбийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе
Габриэля Гарсиа Маркеса волнует миллионы людей во всем мире. И многие из них приезжают увидеть своими глазами места, где происходило действие романов знаменитого колумбийца. В Колумбии помимо города
Аракатака, ставшим прообразом мистического Макондо, внимание туристов привлекает и старинная Картахена. Начиная с этой недели, прибывающие сюда туристы могут и сами пройти недавно созданным здесь «литературным» туристическим маршрутом. Он проведет их по всем уголкам и улочкам, реальным или вымышленным, что служили местом действия в произведениях Гарсия Маркеса, таких как «Любовь и другие демоны», «Генерал в своем лабиринте» и, конечно, «Любовь во времена холеры».
Здесь же, в Картахене, живет и младший брат писателя Хайме Гарсиа Маркес. «Картахена Гарсиа Маркеса. Истории реальные и вымышленные» - новый проект Хайме Гарсиа Маркеса, вице-президента Фонда Современной Латиноамериканской журналистики, который поддержали Технологический Университет Боливара и Министерство туризма Колумбии.
В свои 70 инженер Хайме Гарсиа Маркес страстно желает снова пройтись по улицам Картахены со своим старшим братом, где Нобелевский лауреат жил и написал значительную часть своих лучших страниц. В ожидании этого счастливого момента Хайме предлагает свои услуги в качестве гида для некоторых счастливчиков, прибывающих в Картахену-де-Индиас, привлеченных сюда запахом горького миндаля и запретной любовью Флорентино Ариза и Фермины Даза, главных героев книги «Любовь во времена холеры» Габриэля Гарсиа Маркеса. На протяжении 53 лет, 7 месяцев и 11 дней они сдерживали свою страсть в парках, домах и на площадях этого города, в который Маркес приехал в 1948 году и где до сих пор стоит его дом, обращенный к Карибскому морю, построенный архитектором Рохелио Сальмона.
Хайме себя ощущает как своеобразный чревовещатель, говорящий с журналистами языком своего знаменитого брата о проблемах, находящихся вне поля зрения автора «Ста лет одиночества». Для него - быть братом Габо - «это исключительная, необычайная вещь». «Первооснова всех его трудов - это сама жизнь,- так выразился брат Нобелевского лауреата в одном из интервью,- для меня «магический реализм» Маркеса- это не боле, чем реальность, поднятая до категорий высокой литературы. Поэтому в Картахене вы увидите не только места, навевающие воспоминания об его новеллах, но и уголки, тесно связанные с биографией Габо».
Инженер Хайме Маркес, как и миллионы читателей, не откажет себе в удовольствии прочесть что-то новенькое из трудов своего брата. «Надежда умирает последней, Бог даст - нам еще удастся встретиться с новым произведением Габито». А пока что он довольствуется возможностью вспомнить рассуждения и высказывания о жизни Габито; перечитать снова и снова книги Маркеса, без отдыха, без передышки, потому что всегда, при новом чтении просыпаются уголки памяти, до того дремавшие». «Самое забавное,- говорит Хайме Маркес, - что когда перечитываю его произведения, у меня создается такое впечатление, будто вижу это впервые, и то, что прочитал раньше,- не имеет никакого значения». Эта территория, где смешались реальность и вымысел, с каждым днем заново возвращается к жизни в Картахене, городе, который Хайме Маркес очень хорошо знает, но который каждый день заново открывает для себя – благодаря своему знаменитому талантливому брату. «Не знаю, поразила ли бы меня Картахена без прочтения книг Габриэля так же, как поражает сейчас. По сей день убеждаюсь, что его произведения имеют огромное влияние на мой взгляд о Картахене сегодня.
Хайме, который провел с Габриэлем 13 лет, сейчас уже не помнит, в какой момент проявилось его литературное дарование. В тот день 1947 года, когда Хайме был еще ребенком, в их дом попал экземпляр журнала El Esectador с первым напечатанным рассказом Габо – «Третье смирение». «В доме было такое ликование, что я решил, что Габриель завоевал триумф как певец», – вспоминает Хайме Маркес. «Увидев его на одной фотографии, я был убежден, что Габи стал певцом. Он много часов проводил, репетируя, с моим братом Луисом Энрике, гитаристом и талантливым музыкантом. Также не сомневаюсь, что Габито был бы великим музыкантом, если бы решил заниматься музыкой».
Гарсиа Маркесы росли под опекой и влиянием своей матери, Луисы Сантьяго Маркес, как дети крестьянской культуры (Cultura guajira), где все вертится вокруг «la mama».
«Все мужчины в семье - феминисты,- шутит Хайме,- все мы «эгоцентричные эдипы», это просачивается сквозь поры». «Любовь во времена холеры»,- продолжает Хайме Маркес,- это не что иное, как метафора о запретной любви наших родителей. Здесь полностью описана их история от самого начала. Естественно, с оттенками и изменениями, которые привнес в эти истории литературный талант Габриеля». «Потому что сухая история жизни не имеет ничего общего с историей, рассказанной Габито, так как к ней добавляется его гениальность»,- гордо добавляет его брат.
"И как себя чувствует Габриель сейчас? К счастью, он с нами, и дай Бог, чтобы это продолжалось вечно. И если так не случится, так как это, безусловно, невозможно, то его имя будет оставаться в сердцах людей и передаваться от поколения к поколению, и тогда он будет жить вечно". Незадолго до интервью Хайме был поражен известием о кончине своего сводного брата Абелардо, возможно, поэтому он носит в сердце единственное желание - о возвращении своего старшего брата на "магическую землю".